Иван Петров. Фото: архив СТК

Никто не любит стоять в пробках, которые отнимают время и негативно влияют на нашу психику. Как решить одну из главных проблем Краснодара? Как доехать из точки А в точку Б, не тормозя в пути? 

Сегодня легковой автомобиль в среднем перевозит одного-двух человек. Но при этом (чтобы припарковаться, маневрировать при проезде и т.д.) он использует довольно значительное пространство. Автобус перевозит как минимум 30 человек. Однако если он стоит в пробке, на него никогда не пересядут — в машине переждать транспортный затор все равно комфортнее. Значит, быстрый транспорт для города — необходимость. Но как сделать его таким? 

Ответ очевиден: общественный транспорт должен получить приоритет в движении. Каким образом? Что нужно для этого сделать? Ответы на эти и другие актуальные для города и его жителей вопросы мы получили во время интервью с Иваном Петровым,президентом Ассоциации РОР СРО «Союз транспортников Кубани». Забегая вперед, отмечу, что именно эта организация подготовила специальную презентацию на данную тему.

Автобусу — свою полосу

— Иван Борисович, в последнее время в СМИ так много говорят о выделенных полосах, что, вероятно, сложно что-то новое сказать на эту тему. Вам так не кажется?

— Нет. Приоритетность движения пассажирского транспорта планируется для решения одновременно девяти задач. В своей презентации мы аргументируем, зачем городу и его жителям необходимы выделенные полосы. И на первом месте —
уменьшение затрат времени пассажиров на поездки. Благодаря «выделенкам» значительно сократится время поездки. Мы специально делали замеры и свои слова обосновываем конкретными цифрами, маршрутами. 

Вторая цель: повышение качества транспортного обслуживания населения. Автобусы далеко не всегда могут ездить строго по расписанию, потому что стоят в пробках. Сейчас у нас автобусы простаивают, они проезжают мало километров, но не глушатся. По выделенной полосе автобус может двигаться постоянно — таким образом, расходная часть перевозчиков на содержание и ремонт сокращается: снижаются затраты на ГСМ и запчасти. К тому же за то время, что автобус стоит в пробках, он может сделать как минимум один дополнительный рейс.

И это напрямую сказывается на качестве транспортного обслуживания. А по выделенным полосам общественный транспорт пойдет четко по расписанию, а значит, пассажир будет знать и время отправления, и то, сколько минут он потратит на дорогу.

— Для многих своя машина (чем дороже, тем круче) не только средство передвижения. Это по-прежнему своего рода сертификат состоятельности, если хотите, благополучия и социального статуса. Но это с одной стороны. С другой — общественный транспорт в плане комфорта еще далек от идеала. Так как его популяризировать?

— Если из спальных микрорайонов в центр добраться на общественном транспорте можно будет быстрее, чем на авто, то еще как поедут! Если общественный транспорт станет удобным и быстрым, отношение к нему поменяется. Но еще раз повторюсь: без радикальных изменений в организации работы пассажирского транспорта, в том числе создания выделенных полос, это сделать невозможно.

— Как вы думаете, автобус может когда-нибудь догнать трамвай?

— Да, если будет создано необходимое количество выделенных полос в городе. Трамвай — не суперскоростной транспорт, скорее стабильный и, что очень важно, соблюдает график движения. И в этом его главное преимущество перед автобусом, стоящим в пробке.

— А как повысить эффективность использования подвижного состава с помощью специальных полос?

— Проще говоря, если автобус стоит в пробке, он не зарабатывает деньги. Соответственно, снижается его эффективность, рентабельность. В конечном итоге это отражается на росте тарифов. Кроме того, за последние десять лет в России на 36% увеличилось количество автомобилей. Если отдельно взять Краснодар, то этот процент гораздо выше, потому что активное развитие города напрямую влияет на миграционные потоки. 

О чем это говорит? О том, что люди, которые ранее пользовались общественным транспортом, пересаживаются на легковые автомобили. А это, в свою очередь, негативно влияет на пассажиропоток. Что еще очень важно, из-за роста количества машин на улично-дорожной сети города увеличиваются заторы. Соответственно, автобусу тяжелее работать, рентабельность бизнеса снижается.

— У вас нет опасений, что автомобилисты негативно воспримут это интервью?

— Любое решение, так или иначе, доставляет дискомфорт определенному кругу людей. Нужно просто расставить приоритеты. Что важнее: дать дорогу автобусам и троллейбусам, которые ежедневно перевозят сотни тысяч людей, или водителям личного авто? Ведь при создании полос частично решается вопрос пробок для автобусов, троллейбусов, карет скорой помощи, такси.

Не скорость, а надежность

— А как именно «выделенки» могут повлиять на экономические показатели транспортных предприятий?

— К примеру, автобус должен до девяти часов утра сделать пять рейсов и перевезти 100 пассажиров. Но этого не происходит, потому как стоит в пробке. С выделенными полосами у транспортных компаний было бы больше выручки, соответственно, возможность обновлять технику. 

Ведь, как известно, перевозчики обновляют подвижной состав только за счет собственных или лизинговых, кредитных средств. Так, в 2022 году коммерческие перевозчики Краснодара смогли обновить подвижной состав на 55 единиц, при этом только 10 единиц транспорта являются новыми.

Главная задача, которую решает выделенная полоса, — это даже не сокращение времени в пути, а сокращение разброса, чтобы мы могли составить надежное расписание, которое будет соблюдаться, и чтобы общественный транспорт работал надежно. Таким образом, цели нашей презентации взаимосвязаны.

— Как вы намерены использовать эту презентацию и повлиять на сложившуюся ситуацию?

— После доработки мы направим ее вице-мэру Владимиру Архипову и в департамент транспорта и дорожного хозяйства. Так мы аргументируем необходимость продолжения работы по созданию выделенных полос в городе. А также обосновываем, как такая работа повлияет на общую ситуацию и экономическое развитие города. Другими словами, презентация — это инициатива, предложение Союза транспортников Кубани для обсуждения и проработки вопроса с органами власти.

— Наша страна находится лишь в начале пути по развитию приоритетного проезда для общественного транспорта. Тем не менее некоторые территории города уже сделали очень важные шаги в правильном направлении. Мы отстаем от других крупных городов?

— Изучив А-полосы в разных муниципалитетах, мы составили рейтинг России по выделенным полосам. И на первом месте Москва по числу коридоров и общей протяженности. Краснодар находится на 10-м месте после Казани, Тюмени, Ростова, Воронежа и других городов.

— Но разве можно сравнивать Москву и Краснодар?

— Это как посмотреть! Никто не спорит с тем, что это столица России с развитой улично-дорожной сетью. Но давайте сравним: в Москве создано 736 км выделенных полос, в Краснодаре — 23,25 км. При этом не надо забывать, что в столице протяженность улично-дорожной сети гораздо выше (6940 км), чем у нас (1756 км). В итоге соотношение протяженности выделенных полос к улично-дорожной сети в Москве составляет 10,62%, а в Краснодаре — 1,3%.

— В каком городе России, на ваш взгляд, отдан наивысший приоритет общественному транспорту?

— В Казани, она занимает второе место в нашем рейтинге. К тому же это аналогичный Краснодару город как по численности населения, так и по состоянию улично-дорожной сети (1847 км в Казани и 1756 км в Краснодаре). По протяженности выделенных полос для общественного транспорта Казань уступает только Москве — 182,7 км. А в Краснодаре эта цифра составляет всего 23,25 км. И если сравнить соотношение протяженности выделенных полос к улично-дорожной сети, то мы явно проигрываем: 9,89% в Казани и 1,32% в Краснодаре. Краевой центр поедет быстрее, если мы будем брать пример с городов — лидеров рейтинга.

false

false

false

Реклама. ИНН 2310152039. ОГРН 1112300000086